Ремонтно-реставрационная мастерская
Под прозрачной отделкой в отношении старинной мебели принято понимать, например,
При этом процесс шлифования – это использование тонкозернистых шкурок, имеющих бумажную основу, совместно с колодкой, выполненной из дерева и обшитой мягким фетром.
В данном случае обработка плоских поверхностей предполагает обертывание колодки шкуркой. Что касается профилированных поверхностей и финишного шлифования, то данные операции выполняются без колодки. Обычно шлифование осуществляется по длине волокон древесины. И только наплывы и свилеватости следует обрабатывать круговыми движениями.
Вверх
Перед полированием, а также крашением, необходимо удалить ворс древесины. Для этого поверхность смачивают клеевым раствором. Когда он подсохнет, следует удалить остатки ворса посредством мелкозернистой шкурки.
Чтобы новые детали имели сходство по цвету со старыми, применяют крашение. В то же время подкрашивание старой древесины применяется в редких случаях, например, произошло обесцвечивание тех участков, с которых удалялись пятна, или они выгорели.
Если отделке подвергаются мозаичные наборы, состоящие из древесины разного типа, то возникает необходимость по тонировке как старых, так и вновь монтируемых элементов. Это требуется для придания набору соответствующих характеристик контрастности и, конечно, яркости.
Сохранение колористического единства – это важное условие при проведении работ по прозрачной отделке, поэтому специалист должен обладать определенным художественным вкусом и иметь понятие о свойствах древесины, относящейся к различным породам.
В качестве исходных материалов для крашения выбирают красители на водной основе и в первую очередь находят применение натуральные продукты, например, отвары на грецких орехах и опилках красного дерева, а также используют чай и кофе. Подобные отвары позволяют обновить естественный цвет той или иной мебели и, кроме этого, они безвредны и максимально хорошо впитываются в древесину. При этом восстановление редких пород вынуждает прибегать к использованию синтетических красителей и потрав, способных имитировать древесную структуру. В любом случае сначала надо производить пробные выкраски, а затем уже приступать к полноценной работе.
Непосредственно крашение следует выполнять с помощью губки, которой надо обрабатывать поверхность достаточно быстро. Если сразу не удается добиться необходимой интенсивности тона, то процесс крашения применяется повторно.
Финишная корректировка тона должна соотноситься с использованием спирторастворимых красителей (анилиновые), вводимых в лак, грунтовку или мастику, сделанную с применением воска.
Окончательная отделка с использованием шеллачной политуры предполагает предварительное проведение таких работ, как грунтование или порозаполнение в полном соответствии с отделкой на начальном этапе.
Грунтование производится с помощью
Лаки наносятся на поверхность с применением тампона, а обработка резьбы предполагает использование кисти. Что касается олифы, то ее наносят полусухим тампоном с последующим тщательным втиранием. В свою очередь, применение нитролака должно соотноситься с предварительным нанесением разравнивающей жидкости PME.
Обработка крупнопористой древесины основывается на таком методе, как порозаполнение. В этом случае порозаполнитель наливается в неглубокую посуду. При этом он требует постоянного помешивания, так как имеет свойство оседать на дно. Сначала порозаполнителем обрабатывают кромки, а затем переходят дальше. При этом используется тампон, изготовленный из льняной ткани, которым надо совершать круговые движения для втирания порозаполнителя в поры древесины. Если будут образовываться излишки, то их следует удалять все тем же тампоном, но уже поперечными движениями. После этого поверхность очищается чистой тряпкой и можно приступать к шлифованию посредством мелкозернистой шкурки (отработанной).
Одним из самых трудоемких процессов считается полирование, выполненное шеллачной палитурой. Этот процесс достаточно сложен и он должен проводиться в помещении, где температура воздуха превышает показатель в 18 градусов. Также надо исключить наличие пыли.
Полировальный тампон должен изготавливаться из шерстяных отрезков, скомканных в комок. Кроме этого, находит применение и распущенная вязальная шерсть, обернутая льняным полотном (суровым). Размер тампона находится в прямой зависимости от площади обрабатываемой поверхности или конкретной детали.
Рис 1. Тампон (а) и этапы полировки шеллачной политурой (б)
Поверхности, которые необходимо полировать, следует размещать горизонтально. Конечно, не всегда удается разместить изделия соответствующим образом, поэтому в некоторых случаях допустима полировка в наклонном положении.
Как бы там ни было, но основное внимание стоит уделять силе нажатия на тампон и образованию блеска. Если обрабатываемые детали отличаются небольшими размерами, то их следует надежно закреплять для более комфортной работы, что соотносится с качеством полирования. Любая поверхность до начала работ должна быть очищена от пыли.
Политурой пропитывается тампон в той его части, которая определяется внутренним комком, что предполагает развертывание полотняной тряпочки. При этом тампон должен быть влажным, а отнюдь не мокрым.
Изначально поверхность должна быть загрунтована или обработана порозаполнителем. Затем следует нанести несколько капель натурального масла (лен, подсолнечник, конопля) на поверхность. Это требуется для того, чтобы избежать прилипания к полируемой поверхности тампона. Также немного масла надо нанести и на сам тампон. Разравнивание масла начинается с помощью прямых движений с несильным нажимом на тампон с последующим переходом к круговым движениям с захватом всей площади поверхности. В процессе работы сила нажатия на тампон должна увеличиваться.
Когда работа с маслом будет закончена, необходимо будет перейти к нанесению пемзовой пудры. На практике берется два куска морской пемзы (натуральной) и с помощью трения получается соответствующая пудра. Использование пемзовой пудры дает возможность не только заполнить различные впадины и поры, но отшлифовать поверхность. При этом надо учитывать, что пемза может быть разных цветов, поэтому подбирайте тот вариант, которая максимально близко соотносится с цветом древесины, подвергнутой обработке.
Нанесение политуры – это плавные движения, характеризуемые непрерывностью, которые необходимо выполнять зигзагообразно. Проход тампона предполагает нанесение единичного тонкого слоя политуры. Общее количество таких слоев может доходить до пятидесяти и они наносятся с паузой в две-три минуты, что позволяет подсохнуть каждому предыдущему слою. В данном случае, главное, добиться равномерного блеска по всей поверхности изделия.
По мере полирования тампон будет подсыхать, поэтому надо регулярно добавлять в него политуру в разумных количествах, чтобы избежать жирных следов. Предварительно следует проверить тампон с помощью нескольких мазков на какой-нибудь нерабочей поверхности.
Процесс полирования не предусматривает задержек на одном месте. Все проходы тампона обязаны начинаться боковым движением с исключением накладывания сверху. Удаление тампона с поверхности – это соскальзывания к краю без отрыва вверх.
Появление блеска свидетельствует о достижении нужного эффекта, что предполагает замену тампона. В дальнейшем процесс полирования должен идти без пемзы с использованием политуры малой концентрации (10%-ной). Теперь движения следует делать более размашистыми и предельно быстрыми. В данном случае основная задача – это довести поверхность до идеального блеска. Окончание работ, относящихся к данному виду полирования, предполагает добавление в тампон спирта, что позволяет удалить масло с обрабатываемой поверхности.
Наконец, обрабатываемое изделие просушивается с помощью венской извести или посредством магнезии. Затем берется мягкая ткань, предварительно погруженная в спиртовой раствор, и удаляется пыль. Кроме этого, поверхность надо протереть полотняной тряпкой, закрыть от пыли и выдержать в течение двух-пяти дней.
По прошествии определенного времени полированная поверхность несколько теряет зеркальный блеск в связи с впитыванием в древесину политуры, что выявляет все дефекты обрабатываемого изделия. Это определяет следующий этап работ, предполагающий влажное шлифование с применением мелкозернистой шкурки и уайт-спирита. Добиться высококачественной полировки можно только в том случае, если осуществлять не менее трех-четырех проходов всех этапов. При этом сроки выдержки неминуемо должны увеличиваться.
Слишком яркий блеск изделия может характеризовать его с точки зрения «новодела», поэтому поверхность следует протереть, например, порошком древесного угля, что приглушит блеск. Хотя надо сказать, что столь ответственная операция не имеет большого смысла, так как с течением времени любая полированная поверхность естественно тускнеет.
Детали, прошедшие процедуру полировки, необходимо собирать в изделие с соблюдением предельной осторожности, чтобы избежать возможных повреждений. Во время процесса сборки клей может попасть на поверхность в местах соединений и это нанесет вред внешнему виду изделия. В этом случае используйте жир, который следует наносить в проблемных местах. После окончания сборки вы сможете легко его удалить.
Покрытия на основе шеллачной политуры и не имеющие дефектов, вызванных физическими и химическими воздействиями, не удаляют, а так сказать освежают эмульсионными составами, например, можно использовать такой препарат, как «Гамма».
Эмульсию надо наносить на поверхность, очищенную от пыли. После нанесения тонкого слоя и выдержки в несколько минут поверхность в обязательном порядке протирается шерстяной тряпкой пока не появится блеск. Также можно применять состав на основе скипидара и стеариновой кислоты в таких соотношениях, как 3:2. Если необходимо, то в этот состав добавляют красители, чтобы добиться полного соответствия с тоном обрабатываемого изделия.
Дефекты в виде белых пятен удаляют посредством ткани на хлопчатобумажной основе, которая пропитывается винным спиртом. Подобная операция повторяется пока белые пятна не исчезнут. Если данный дефект поверхности вызван воздействием горячих предметов, например, утюга, то в данном случае следует использовать шерстяную тряпку и смесь спирта с растительным маслом. Кроме этого, удаление пятен возможно, если использовать смесь парафина с воском, которой надо натереть проблемное место, затем использовать промокательную бумагу, прижатую горячим утюгом.
Отделка воском подразумевает придание поверхности матового оттенка, что находит свое применение на мебели, собранной из массива таких пород деревьев, как дуб, ясень и ольха.
Вощение выполняется с применением желеобразной восковой мастики, наносимой на поверхность кистью или тампоном, сделанным из грубого полотна. Когда мастика высохнет, ее необходимо будет растереть шерстяной тканью до достижения равномерного блеска. Для придания большей прочности покрытию наносят шеллачный лак или политуру в один-два слоя.
Чтобы освежить восковое покрытие на мебели, выполненной из дуба, используют следующий состав: стакан пива смешивается с чайной ложной сахара и доводится до кипения, а затем добавляется немного воска. Полученный таким образом теплый раствор служит для протирания поверхности.