Ремонтно-реставрационная мастерская
Маркетри Буля – достаточно сложный и необычный метод декорирования мебели, который нуждается в профессиональном подходе.
Французский мебельщик Андре Шарль Буль, проживавший в XVII-XVIII вв., занимался созданием мозаичных наборов из латуни на фоне черного и других видов дерева, на фоне рога, черепахи и т.д. Такая техника позже и получила название по имени ее основателя – маркетри Буля. Ее главный смысл заключается в том, чтобы из двух листов разных материалов вырезают одновременно элементы фона и вставок. Вставки из второго листа вставляются в прорези первого, в результате чего получается два разных по своему цвету набора.
Мозаика Буля предполагала также и использование слоновой кости и олова. Панцирь черепахи подкрашивался с обратной стороны в красный или черный цвет, после чего дублировали с помощью бумаги, компенсировавшей неровности основы и выступавшей в качестве фона. Основой выступала древесина сосны. Мебель, украшенная по методу Буля, обязательно подвергалась реставрации, так как применение в одном изделии разных материалов являлось причиной разрушения мозаики.
Такие предметы обычно подвергаются таким повреждениям, как коробление основы и растрескивание. Кроме того, происходит отслаивание облицовки, это касается, в основном, металлических элементов, которые прикреплены только с помощью бронзовых накладок.
Если говорить о свойствах пластинок из панциря черепахи, то она схожи со свойствами древесины, обладая качественным сцеплением с основой. Тем не менее, они могут подвергаться таким же типичным повреждениям (растрескивание и коробление). Бумага, прикрепленная к обратной стороне пластинок, может расслоиться, что станет причиной утраты мозаики. Мозаика Буля зачастую находится далеко не в лучшем состоянии, поэтому требуется полное переклеивание набора.
Перед тем, как отклеивать оставшиеся части набора, изображение переводится на бумагу для сохранения общей композиции. Сначала снимаются металлические пластины, которые отслаиваются быстро. Затем снимают пластины из панциря черепахи, используя для этого влажную тряпку и утюг. В то же время важно избежать коробления, поэтому нагрев должен происходить умеренно. Иногда применяется даже спирт. Отклеивание должно выполняться по слою бумаги, это делается с целью сохранения первоначальной краски на обратной стороне черепаховых пластинок.
В некоторых случаях допускается отклеивание всего набора, применяя при этом спирт. Для сохранения мозаики на ее лицевую сторону наклеивается достаточно плотная бумага.
Металлические элементы могут деформироваться в процессе работ, поэтому их следует выровнять с помощью специального рихтовочного молотка. Покоробленные элементы выравнивают с помощью их нагрева над паром, в дальнейшем происходит их охлаждение под прессом. С обратной стороны убираются остатки старого клея и бумаги.
Далее выполняется сборка набора, в процессе укрепляются вставки с помощью клеевой ленты. В том случае, если была повреждена первоначальная краска на обратной стороне мозаики, ее следует восстановить, потом наклеить бумагу с изнаночной стороны и убрать бумагу с лицевой стороны.
Для восполнения утрат на отклеенном панно делают патронки утраченных элементов. Происходит выпиливание пластинок из панциря черепахи, а также их дальнейшая обработка. На следующем этапе – шлифовка разными видами шкурок с целью добиться идеально гладкой поверхности. Чтобы получить большие фрагменты, выполняется спайка мелких фрагментов.
Для того чтобы получить фрагмент требуемой формы, пластинка наклеивается на фанеру с помощью столярного клея. Толщина фанеры составляет не более 3 мм. С ее обратной стороны приклеивается плотная бумага, чтобы избежать коробления. Далее наклеивается патронка на поверхность пластины, а с помощью лобзика выпиливается деталь мозаики. Ее следует погрузить в горячую воду с целью отделить фанеру от пластины из панциря черепахи. Аналогичным образом получаются и фрагменты из рога.
Для восполнения деталей из металла используют крупные листы, толщина которых будет соответствовать толщине пластинок из панциря черепахи. Заранее выполняется отжиг металла. Калька с изображением наклеивается на металлический лист, которые уже прикреплен к фанере, а потом с помощью лобзика выпиливается элемент мозаики. Калька и фанера затем отделяются.
Рис. Заделка дефектов маркетри
В процессе изготовления вновь маркетри Буля по уже имеющемуся аналогу пластинку из панциря черепахи нужно наклеить на лист фанеры, толщина которой равняется 3 мм. На лист фанеры прикрепляется лист латуни. После выпиливания происходит разъединение пластинок и составление узора мозаики. Элементы наклеиваются лицевой стороной на бумагу, на которой демонстрируется изображение. Любые зазоры заполняются мастикой, которая выкрашена в соответствии с цветом панциря черепахи. Что касается обратной стороны пластинок из металла, то они шлифуются специальной шкуркой или царапаются с помощью штихеля для формирования шероховатой поверхности. Данный способ позволяет добиться лучшего сцепления металла с основой. В некоторых случаях панцирь черепахи окрашивается гуашью, которая наносится с помощью кисти на все панно.
Если нужно добиться наиболее прочного приклеивания набора к основе, тогда толщина облицовки должна быть максимально равномерной, что можно получить с помощью выравнивания мозаики. Для этого берется плотная бумага, которая наклеивается на обратную сторону набора. Цвет бумаги должен быть таким же, как и цвет используемой краски. Более того, клей подкрашивают в аналогичный цвет. Набор кладется на гладкий металлический лист или же на доску из твердой древесины. Лист выполнен из цинка или алюминия и кладется лицевой стороной. Далее набор накрывают мягким картоном, другим листом и кладут под пресс. В результате данного процесса лицевая сторона выравнивается и становится максимально плоской. Если есть неровности с обратной стороны, они вдавливаются в картон. Когда картон будет снят, на бумаге остается рельеф поверхности, который позже выравнивают с помощью шлифовальной шкурки.
Многие реставраторы используют синтетический клей для наклеивания маркетри Буля на основу. Такой клей изготавливается на основе эпоксидной смолы, которая, как предполагается, должна обеспечивать долговечность украшения. Однако большинство специалистов считает, что это радикальная мера, которая обязательно нарушит принцип обратимости реставрационных действий. К данному процессу следует относиться с предельной осторожностью!
Более безопасно использовать дисперсию ПВА, которая наносится кистью не только на основу, но и на обратную сторону. Пакет кладется под пресс, где и находится в течение 24 часов.
Прежде чем приступить к окончательной отделке мозаикой, следует позаботиться о том, чтобы с поверхности набора была удалена вся бумага. Далее начинается процесс восстановления гравировки, если она была ранее и в наличии есть точная копия рисунка. Выгравированное изображение заполняется мастикой из клея, который должен быть подкрашен в черный цвет с помощью сажи, в состав которой входит и гуашь. Нанесение мастики выполняется шпателем, а ее выравнивание происходит после высыхания. Допускается использование подкрашенного воска или туши, которая смешана с шеллачным лаком.
Перед тем, как осуществить шлифование и полирование, наклеенный набор выдерживается несколько дней. Что касается шлифования, то оно выполняется с помощью специальных шкурок, от грубозернистых к мелкозернистым, а затем происходит шлифование водостойкими шкурками, зернистость которых известна как М40 и М20. Процесс полирования осуществляется порошком трепела, затем с помощью древесного угля, применяя при этом тампон, предварительно смоченный в масле. На окончательном этапе работ специалисты полируют специальной пастой, которая нанесена на тампон. В конце концов, поверхность покрывается тонким слоем шеллачного лака после того, как ее очищают от масла. Лак препятствует окислению латуни.