Ремонтно-реставрационная мастерская
Если отделочное покрытие достаточно хорошо сохранилось, а дефекты мозаики почти не заметны, то используются более консервативные меры:
В случае крупных и заметных дефектов и разрушений покрытие удаляется полностью, а поверхность тщательно зачищается и отмывается тампоном, который должен быть вымочен в этиловом спирте.
Настоятельно не рекомендуется использовать аммиак, иначе вы рискуете изменить цвет деталей мозаики. К таким дефектам можно отнести отслаивание деталей набора, сильное загрязнение, некачественная отделка, а также растрескивание элементов.
Когда утраты заметны, предстоит весьма серьезная и сложная работа, а именно: реставрация композиции мозаичного набора.
На местах утрат остаются следы от ножа, благодаря чему можно восстановить контуры тех элементов, которые были утрачены. Остается лишь выбрать подходящую древесину, учитывая цвет, направление волокон и ее породу. Если утраты не слишком велики, можно сделать то же самое. Помощь художника-искусствоведа понадобится в том случае, если мозаика осуществлялась путем врезки элементов в шпон с дальнейшим приклеиванием всего мозаичного набора. Если в работе находится музейный экспонат, потребуется создание проекта реставрации, который в официальном порядке должен быть утвержден реставрационным советом.
Замене подлежат не только те элементы, которые были утрачены, но и те, которые были некачественно заменены в процессе прошлой реставрации.
Что касается формы вставок, то они должны быть максимально незаметны, чтобы ими заделать возможные локальные дефекты. В идеале стыки вставок должны совпадать с направлением волокон. Вставки выполняют в форме вытянутых вдоль волокон полосок или треугольников, при этом скрывается небольшая часть предыдущей древесины. На рисунке показан наглядный пример.
Рис. Заделка дефектов маркетри
Делать крупные вставки нужно лишь в том случае, если к мебели не предъявляются особые эстетические требования, и она не имеет большой ценности.
При восстановлении утрат мозаики сложного контура изначально делается патронка из бумаги. Она наклеивается на шпон и выпиливается с помощью лобзика. Далее вставки наклеиваются на основу бумагой кверху. После того, как клей высохнет, бумагу удаляют.
В давние времена использовали крашение шпона для мозаичных наборов естественными красителями и протравами. Кроме того, применялся и обжиг шпона в горячем песке. Сегодня реставраторы используют те же методы.
В процессе сквозного крашения шпон опускают в раствор красителя, где он находится в течение 4-х дней. После этого периода шпон промывается водой и высушивается под прессом.
Обжиг необходим для того, чтобы получить плавный переход от темного цвета к более светлому, в результате чего возникает ощущение объемности. Обжиг происходит следующим образом: мелкий песок высыпают в металлический сосуд и нагревают на плите. Затем в песок необходимо погрузить элементы мозаики. Стоит убедиться в том, что песок равномерно прогрет. Уровень потемнения древесины определяется зрительно. Важно не передержать деталь на огне, иначе ее края будут обуглены и разрушены в короткие сроки. Цвет станет немного светлее, если после наклеивания элемента будет выполняться его шлифовка или зачистка.
В старину мозаичные наборы подвергались гравировке. Данный процесс (при восполнении утрат) выполняется только при наличии элементов, аналогичных утраченным деталям.