Реставрация мебели
Виды и методы реставрации

Виды и методы реставрации

Реставрация мебели сегодня – это научный подход, сочетающий в себе разноплановые мероприятия, которые осуществляются для сохранения культурного наследия с целью его передачи последующим поколениям.

Существующие законы, определяющие правила использования памятников исторического и культурного назначения, регулируют научно-реставрационные работы, которые могут выполняться как специализированными организациями, так и сторонними компаниями, имеющими в своем составе реставраторов высокого уровня квалификации.

Реставрационные работы должны соотноситься с комплексом предварительных мероприятий, направленных на исследование того или иного памятника с целью выявления его сохранности и установления негативного воздействия со стороны предшествующих реставраций, чтобы максимально точно установить первоначальный вид объекта. В результате этого определяется объем предполагаемых работ по восстановлению и разрабатываются методы и методики, необходимые для практической реализации поставленных задач.

33

В данном случае под методом реставрации принято понимать способ действий реставратора, а под методикойразбивку на отдельные операции с определением последовательности их выполнения.

На текущий момент реставрация памятников осуществляется с использованием двух главенствующих способов в виде консервации и реконструкции.

Консервациянабор мер, имеющий под собой научное обоснование, который направлен на воспрепятствование разрушению памятника и поддержание его состояния в первозданном виде.

Что касается консервации мебели, то она основана не только на общем и местном укреплении изделия, но и на методах дезинфекции и защите от влияния внешней среды.

Реконструкцияпридание памятникам внешнего вида, который соответствовал бы первоначальному облику. При этом используются сохранившиеся описания и изображения реставрируемого объекта.

Реставрация мебели может включать в себя воссоздание определенных частей предмета, которые были утрачены или разрушены. При этом реставрационная реконструкция должна приводить в соответствие восстанавливаемый предмет мебели с максимальной точностью.

111

Объем работ по реконструкции находится в прямой зависимости от состояния памятника и характера его дальнейшего использования. Нередки случаи, когда объект воссоздавался практически с нуля, например, в этом контексте можно упомянуть дворцы-музеи, находящиеся под Санкт-Петербургом.

В Петродворце детали интерьеров, а также мебель, были заново созданы по старинным чертежам. Кроме этого, проводилось копирование сохраненных предметов мебели соответствующей эпохи. Хотя надо отметить, что любая копия, выполненная с образца старинной мебели, не имеет какого-либо отношения к памятнику мебельного искусства и в большей мере она несет в себе функцию художественного воспитания.

Только сохранение подлинности исторического объекта обусловливает его ценность, которая возрастает с течением времени. Поэтому задача реставрацииэто воссоздание объекта, а не его копирование.

Кстати, это определение закреплено в рекомендациях ЮНЕСКО, которые основаны на тезисе, возводящем в приоритет консервацию. В данном случае подразумевается первичность консервации и вторичность реставрационных действий, которые должны проводится только в случае острой необходимости. Это же положение распространяется и на реставрацию мебели.

Использование метода консервации иногда является единственным разумным вариантом, если реставрируемая мебель выступает в качестве музейного экспоната и хорошо сохранилась. Также под это определение подпадает так называемая археологическая мебель, относящаяся к достаточно далекому прошлому. В этом случае уникальное произведение искусства прикладного характера может быть подвергнуто консервации даже, если удалось сохранить лишь относительно небольшой фрагмент изделия.

Но такие случаи достаточно редки, и в основном мебель, поступающая на реставрацию, отличается серьезными разрушениями и искажениями, которые появились в результате ранее проводимого ремонта или реставрации. При этом мебель, входящая в экспозицию вместе с другими предметами, требует реставрации достаточно целостной, так как она отражает историческую эпоху или является отдельным предметом искусства декоративно-прикладного характера.

Также вне меньшей мере необходима реконструкция, направленная на упрочнение мебели, которая используется в домашних условиях не только в качестве экспоната частной коллекции, но и по прямому предназначению. Это же относится и к мебели в представительских организациях, например, в посольствах, и в экспозициях, выставленных в музеях, но с утилитарным предназначением.

Реконструкцию следует признавать необходимой тогда, когда объем восполнений невелик или подобные работы проводятся предельно тактично и относятся к утилитарной потребности, а подлинность предмета остается неизменной.

Добавить к себе в закладки

SiteHeart