Реставрация мебели
Реставрация стула с плетёным сиденьем своими руками

Реставрация стула с плетёным сиденьем своими руками

Применять плетение при изготовлении мебели стали в XVIII веке. Это были различные вставки в элементы мебели (спинка, сиденье и т.д.), а делались они, преимущественно, из ротанга или соломки.

При использовании ротанга, стебли растения расщепляли и производили плетение. Когда применялась солома, то её в естественном виде или крашеном (были даже случаи золочения) начинали плести в определенное изделие.

В настоящее время ротанг очень популярен. При его свойствах (может достигать нескольких сот метров в длину) производство мебели можно легко сделать массовым. Основным импортером мебели из стеблей этого растения является Въетнам и другие азиатские страны.

При производстве подобной мебели нередко прибегают к хитростям. Например, в Европе можно встретить плетёную мебель, по виду очень похожую на ротанг. Но на самом деле это может быть капрон. И даже толстая леска после горячей прокатки может превратиться в плоскую ленту, из которой плетут мебель. Для достижения эффекта схожести капрон красят в естественные оттенки.

реставрация-плетеного-стула
Рис. 29. Часть сетки (а) и процесс ее плетения (б, в, г, д, е)

Если на реставрацию поступил стул с поврежденным плетением, то сначала производят зарисовку старой сетки. Учитываются даже такие нюансы, как число отверстий и сколько именно соломок находилось в каждом из них. Это делается для того, чтобы новое плетение максимально точно повторяло старое.

Затем удаляются части старой сетки, и усиливается каркас. Когда царги будут очищены от старого материала, приступают к плетению нового сиденья.

Для наглядности продемонстрирован самый частый прием плетения, который называется «восьмигранник» (рис. 29, а).

Процесс такого плетения можно разделить на семь этапов.

1. Сначала плетется первый вертикальный ряд.

Начиная от центра задней царги, соломка протягивается к центру передней. Пропускается сквозь отверстие и направляется обратно к задней царге. Таким образом заплетается половина вертикального ряда. Вторая половина делается точно так же, только в другую сторону. Стоит уточнить, что в царге соломка закрепляется колышком.

В конечном итоге соломки должны заполнить всю площадь сиденья, кроме крайних отверстий. Обязательно соблюдать их натяжку и постоянное увлажнение. Для большей гибкости соломку можно пропустить сквозь воду, это избавит от нежелательного излома или расщепления. Когда одна соломка будет заканчиваться ее необходимо связать со следующей. Сделать это очень просто, достаточно связать концы узлом, после чего спрятать соединение под нижнюю часть царги. Для большей крепости соединения конец каждого предыдущего отрезка дважды перекручивают скволь отверстие и привязывают. Соблюдение этого условия создаст эффект плетения одной непрерывной соломкой.

Такая технология применяется сравнительно недавно. Раньше концы не связывали, а просто крепили в отверстиях деревянными клиньями или гвоздями.

2. После вертикального необходимо произвести плетение горизонтального ряда

(рис. 29, б).

Горизонтальный ряд плетут за один заход. От передней царги соломки продеваются к отверстиям напротив и постоянно подтягиваются. Чтобы избежать обрыва, периодически нужно крепить соломки в отверстиях клиньями. После завершения этого этапа должна получиться довольно прочная сетка.

3. Следующий шаг – работа над вторым вертикальным рядом.

Производимые действия идентичны первому пункту. Главное пустить этот ряд поверх предыдущих и немного сместить правее относительно параллельных соломок.

4. Второй горизонтальный ряд с перевивкой.

Работа начинается от задней царги, и делается точно так же, как и первый горизонтальный ряд. Соломки должны проходить между вертикальными рядами. Очень важно на данном этапе не допустить перекручивания и расслоения.

5. Следующим пунктом значится плетение первого ряда, идущего по диагонали

(рис. 29, г).

Соломку крепят колышком в оставшееся крайнее отверстие заднего левого угла. Этот ряд располагается между вертикальными и горизонтальными направлениями. Протягивая соломку от основного угла к противоположному, заплетается весь левый угол снизу. По такому же принципу плетется правый нижний угол.

6. Соответственно после первого идет второй диагональный ряд.

Начало плетения от правого угла сиденья! Расположение ряда строго над всеми вертикальными направлениями плетения, и под горизонтальными рядами.

Данный этап сопряжен с наличием множества мешающих «нитей» и здесь главное не запутаться в направлениях плетения и расположении каждого ряда. Работать нужно предельно осторожно и не допускать поспешных шагов. Если не придерживаться этого правила, то предыдущая работа может быть испорчена.

7. Финальная часть работы – плетение окантовки.

Когда сетка в трех направлениях закончена, и все концы надежно закреплены, начинают оплетать края.

В работе используются две разных полосы. Сам кант выполняется из широкой полоски, а крепится он с помощью более узкой. Когда широкая полоса пропущена по отверстиям петель по всему периметру (их очень туго затягивают, рис. 29, е), то концы выводят к любому из углов и закрепляют. Узкая полоса проходит по нижней кромке царг, при этом она периодически перебрасывается через них, тем самым закрепляя основной кант.

Добавить к себе в закладки

SiteHeart