Реставрация мебели
Правила реставрации старинной мебели

Правила реставрации старинной мебели

1. Сохранение подлинности изделия с максимальным количеством старых элементов.

При этом части мебели, доступные для дальнейшего использования, например, древесина и облицовка, следует сохранять с минимизацией ввода новых элементов. В частности, массивную древесину рекомендуется заменять только в тех случаях, когда она серьезно поражена червоточиной. Относительно брусковых элементов с частичным разрушением необходимо выбирать путь наращивания, а не замены на новые.

В свою очередь, шпон заменяется в исключительных случаях, если присутствуют такие повреждения, как растрескивание или истончение, что может быть вызвано предыдущей реставрацией. Чтобы добавить прочности изделию, допускается изготовление нового каркаса, который не будет виден при экспозиции. При этом старые части мебели желательно использовать для ремонта участков, находящихся на виду.

2. Не применять кардинальные реставрационные решения, которые не имеют обратной силы.

В реставрации принцип обратимости возведен во главу угла и требует обязательности исполнения. Реставратор должен использовать методы и методики, позволяющие проводить новую реставрацию при усовершенствовании технологического подхода с течением времени, то есть они должны быть обратимы.

Запрещено использовать новые технологии и материалы, если они не прошли соответствующего тестирования. Особенно это относится к синтетическим материалам, например, пропиткам, которыми обрабатывается древесина, пострадавшая от червоточины, например, растворители, клеи и т. д.

Если нет острой необходимости, то не стоит производить полный разбор мебели при реставрации отдельных элементов. Данная рекомендация в большей мере относится к облицовочной мебели, так как облицовка отличается хрупкостью и может пострадать при разборе, что, несомненно, скажется на первоначальном облике предмета.

Реставрационные работы мебели, имеющую позолоту, зачастую связаны с полным удалением старого левкаса и самой позолоты, что недопустимо.

009

Левкасэто грунт, проработанный резцом, гравированный или чеканенный, что характерно для предметов XVIII в. Уничтожая его, реставратор искажает сам памятник, так как новая обработка поверхности начисто стирает почерк автора и это приводит к потере подлинности изделия.

3. Естественное старение – это признак антикварной мебели.

Поэтому следует с уважением относится к «патине». Под так называемой патиной подразумевается образованный от времени налет, видимый на древесине, позолоте и металлических деталях мебели.

Именно по ней можно судить о подлинности изделия наряду с формой, характером декора и особенностями конструкции, которые обусловливают принадлежность к определенному историческому периоду.  

Первоначально, созданная мастером мебель отличается яркими и живыми переливами красок, но металл и древесина по прошествии времени тускнеет. В данном случае не помогает даже нанесение прозрачного покрытия для защиты. Свет и воздух делают свое дело и цветовая гамма древесины меняется, то есть делается темнее.

Применение шеллачной политуры позволяет придать поверхности изделия не только блеск, но и глубину, делающую видимыми волокна древесины. С течением времени глубина усиливается и тон древесины становится более темным по сравнению с первоначальным цветом.

Также время не щадит и металл. Так, бронза и латунь теряют блеск, а золото покрывается царапинами и потертостями.

Естественное старение мебели требует к себе бережного отношения, так как оно выступает в качестве основного свидетеля истории изделия. Современные средства реставрации должны использоваться с максимальной осторожностью, чтобы избежать искажения облика предмета старины.

4

4. Реставрация, сделанная в далеком прошлом, должна оставаться неизменной.

В старину мебель часто переделывали и эти изменения в основном были связаны со сменой вкусов и предпочтений, обусловленными историческими периодами.

Реставратор видит проделанные изменения и у него возникает желание все исправить и придать, по его мнению, первоначальный вид изделию. Этот подход не совсем правильный, так как устранение изменений, сделанных в старину, приводит к потери истории мебели, что больше вредит изделию, а историческая справедливость не восстанавливается.  

5. Необходимость восполнять утраты должна соотноситься с достоверной информацией.

При потере какой-либо части конструкции или элементов декора возникает проблема, связанная с их восстановлением. В данном случае можно дублировать симметричные элементы изделия, если один из них сохранился.

Кроме этого, мебель, являющаяся частью гарнитура, дает возможность восстанавливать отсутствующие элементы, так как существуют похожие изделия в одном наборе. При этом желательно использовать материалы идентичные тем, что применялись при создании оригинала.

Если утраченный элемент мебели отличается уникальностью и не имеет аналогов, то следует с максимальной осторожностью подходить к его воссозданию.

Реконструкция необходима, если отсутствует элемент, который формирует внешний вид изделия, например, спинка стула. Для поиска аналогов можно использовать другие подобные изделия, относящиеся к одной исторической эпохе и совпадающие по стилю исполнения. Также подойдет соответствующий иллюстрированный материал в виде рисунков, чертежей и т. д.

Восстановление декоративных элементов не предусматривается в тех случаях, когда недостающие части являются малозначительными и их отсутствие не сказывается на общем виде изделия.

Это же применительно к тем элементам, которые могут быть восстановлены только при значительных изменениях конструкции. Здесь необходимо вырабатывать индивидуальный подход к реставрации, а не пользоваться стандартной схемой.

6. Реставрация не всегда должна быть незаметной.

К мебели, относящейся к археологическим памятникам, нельзя применять принципы реставрации, которые позволяют легко отличать новые части от старых. Все преобразования необходимо осуществлять таким образом, чтобы изменения не бросались в глаза. По крайней мере, реставрация должна быть предельно незаметной издали с сохранением гармоничности и цельности изделия.

При этом необходимо делать видимой разницу между элементами вновь созданными и старыми для специалистов, занимающихся изучением старинной мебели. В данном случае достаточно несколько изменить цветовой фон при подгонке для выявления отличий между оригинальными частями изделия и новыми.

Зачастую хороший реставратор старается скрыть следы своей работы, так как считает, что этим он сохраняет ценность мебели. Поэтому проводится работа, обусловленная высокой стоимостью, которая направлена на маскировку реставрации, например, воссоздают трещинки, потертости, загрязнения и т. д., чтобы добиться имитации новых элементов под старые.

2

7. Улучшение мебели недопустимо.

Нельзя воспринимать реставрацию мебели с точки зрения восстановления утилитарных функций, что больше присуще ремонту. Если музейная мебель не искажается, то изделия из частных коллекций нередко подвергаются трансформации для достижения большего комфорта, привлекательности и гармоничности.

Подобный подход к реставрации превалировал в XIX в., что привело к искажению образцов мебели, относящихся к Средним векам и Ренессансу. Эти ошибки недопустимы сегодня в отношении мебели, которая обладает художественной и исторической ценностью.

8. Реставрация требует обдуманных и взвешенных решений.

Приступая к реставрации, следует обозначить

  • план работ,
  • определиться с методами и методиками по отношению к каждой предполагаемой операции.

Неуверенность в своей компетенции и отсутствие достаточного опыта необходимо компенсировать посредством консультаций у более профессиональных специалистов, являющихся искусствоведами или музейными работниками. В частности, на территории России можно обратиться в НИИ Реставрации или Всероссийский центр имени И.Э. Грабаря, где вам помогут решить тот или иной вопрос, связанный с реставрацией.

Антикварная мебель, отличающаяся ценностью, реставрируется на основе соответствующего проекта, предлагаемого исполнителем, а утверждается он реставрационным советом, который состоит из музейных и научных сотрудников, а также реставраторов. Совет имеет право вносить изменения в план реставрации. Подобная практика дает возможность минимизировать возможные ошибки при реставрации, но в то же время позволяет проявлять определенную инициативу со стороны реставратора.

9. Информация о реставрируемой мебели должна сохраняться.

Перед тем как реставратор приступит к работе он должен собрать наиболее полные сведения относительно памятника культуры, о предшествующих реставрациях и т. д.

В случае наличия на предмете каких-либо этикеток или маркировки, а также других знаков, следует их сохранить.

Процесс реставрации предполагает фиксацию всех действий, проводимых реставратором, с приложением описи материалов, используемых в работе, и другой информации, связанной с восстановлением объекта, которая вносится в «Паспорт реставрации памятника истории и культуры».

 

Добавить к себе в закладки

SiteHeart