Реставрация мебели
Материалы для изготовления отделочного защитного покрытия

Материалы для изготовления отделочного защитного покрытия.

В древние века для изготовления прозрачного вида отделки изделий из дорогой древесины (орех, палисандр, карельская береза) применялись шеллак и политура, а для украшения мебели из дуба или ясеня использовали мастику на основе воска.

Шеллак в виде рыбной чешуи может быть разных цветов: желтым или светло-коричневым. Он отлично растворяется в ацетоне и спиртах, в растворах солей борной кислоты и щелочей, хорошо совместим с нитроцеллюлозой, пластификаторами.

По степени содержания шеллака в спирте разграничивают шеллачные лаки (с содержанием шеллака от 20 до 30 %) и шеллачные политуры (с содержанием шеллака 8-15%). Для изготовления лака нужен 90-95%-ный этиловый спирт, для создания политуры — 85-89 %-ный. Полученный раствор необходимо профильтровать через тонкую шерстяную ткань.

Пчелиный воск – основа для изготовления восковой мастики. Его плавят на водяной бане, затем вводят скипидар в соотношении 1:2 или 1:3. При желании модно добавить в раствор немного канифоли – она придаст готовому покрытию большую прочность.

Художественные темперные и масляные краски необходимы для ремонта изделий с непрозрачной отделкой.

Нетвердые и разрушающиеся от воды покрытия должны быть закреплены прозрачными спиртовыми, масляными или нитроцеллюлозными лаками.

Нитролаки — самый популярный материал для отделки мебели и художественных элементов в наше время. Они образуют довольно твердые и стойкие защитные покрытия, матовые или блестящие, устойчивые к свету и изменению температур (в особенности лаки кислотного отверждения). Стоимость нитролаков не высока. Из недостатков нитролаков можно выделить высокую токсичность и пожароопасность, в редких случаях они могут быть взрывоопасны (лак НЦ-292) из-за растворителей в их составе.

Нитроэмали — это краски, изготовленные на основе нитролаков с примесью наполнителей и пигментов.

В мебельной промышленности для покрытия предварительно зашпатлеванной или загрунтованной поверхности часто используется эмаль НЦ-25, которая может быть различных цветов. Быстро высохнув, эмаль образует стойкие покрытия, которые легко полируются и шлифуются. Эмаль подходит для отделки изделий, которые не будут подвергаться атмосферному воздействию.

Нитроцеллюлозная матовая эмаль НЦ-257 после высыхания превращается в матовое шелковистое покрытие, которое не уступает по прочности отделке на основе эмали НЦ-25. Данная эмаль часто используется для отделки кухонной, детской, медицинской мебели.

Нитроэмаль НЦ-258 относится к эмалям кислотного отверждения, по показателю прочности превосходит остальные нитроэмали. Данную эмаль рекомендовано использовать для отделки мебели, которая используется в атмосферных условиях (например, садовая мебель).

Дополнительные материалы.

Вспомогательными отделочными материалами в реставрационных работах являются мелкозернистые шлифовальные щетки на бумажной основе (зернистость М40, 3,4), выравнивающие поверхность жидкости РМЕ или НЦ-313.

Декоративные материалы.

Декоративные элементы старинной мебели, выполненные из кости, цветного металла или перламутра, представляют особую ценность, поэтому их реставрируют с применением идентичных материалов. Если же таковые отсутствуют, мастер имитирует оригинал с помощью пластической массы или приведенных ниже составов.

Имитация слоновой кости.

Костный клей перешивают с цинковыми белилами в виде, предварительно тщательно растертыми с добавлением воды. Когда смесь загустеет, ее выливают на металлическую основу таким образом, чтобы слой смеси оказался вдвое толще пластинки-подлинника.

Сверху изделие заливают тонким слоем  желатина и накрывают стеклянной пластиной, присыпанной тальком или смазанной маслом. Когда состав затвердеет, изготовленную пластинку снимают.

Имитация пластин панциря черепахи.

На основу наливают клей и ждут до его затвердения, затем наносят на него красный цвет. Поверхность слегка покрывают желатином.

Инкрустация камнями

Инкрустацию камнями изображают при помощи смеси жидкого клея или желатина вместе с малым количеством глицерина, в которую добавляют также гашеную известь, предварительно подкрашенную сухими пигментами согласно цвету камня-оригинала. Полученную густую массу делят на пластинки, сушат между гладкими стеклянными или металлическими листами под тяжелым прессом.

Имитация бронзы.

Сначала наносят слой клея, его присыпают бронзовым порошком, в конце все покрывают желатиновым раствором.

Необходимо учитывать, что при имитации любого покрытия необходимо изготовить пластину, в два раза превышающую оригинал по толщине. Основу и стеклянную пластину, которой все накрывается сверху, нужно присыпать тальком либо мазать маслом с целью предотвращения прилипания стекла к затвердевшей массе. Составы нельзя трогать до их загустения, после чего их помещают под пресс и ждут полного высыхания. Из полученных пластин изготавливают необходимые декоративные элементы.

С целью придания влагостойких свойств, изделия покрывают составом танина или квасцов. В случае изменения цвета изделий их обрабатывают испарениями формалина в течение 1-2 суток. Формалин в емкости без крышки ставят непосредственнопод полку с изделиями в особой камере. Состав, обработанный парами формалина, становится прочным и водостойким.

 

Добавить к себе в закладки

SiteHeart