Реставрация мебели
Древесные материалы

Древесные материалы при реставрации

Корпусная мебель до середины прошлого века преимущественно создавалась на основе каркасной конструкции, которая включала в себя остов, собираемый из стоек в виде брусков, а пространство между ними заполнялось рамками с филенками и щитами. При этом подобный подход к сборке мебели в отношении изделий для сидений, например, кресел и стульев, сохранился вплоть до нашего времени.

Преимущественно в качестве материала для сборки каркаса используются породы хвойных деревьев, в частности, сосна. Что касается сборки щитовых элементов, то для них материалом могут служить столярные плиты, например, облицованные шпоном из ценных или твердых пород, а также плит, собираемые из отдельных досок, которые соединяются по ширине.

В свою очередь, рамочно-филеночная конструкцияэто массивная древесина как с облицовкой, так и без нее, и фанера, то есть филенка.

Под основным правилом реставрации мебели и её ремонта принято понимать следующий постулат: применяемый в процессе восстановления материал должен соответствовать тем образцам, которые использовались во время изготовления изделия.

008

Проведение реставрации предполагает применение выдержанной и старой древесины. Издавна древесина, используемая для производства мебели, сушилась в естественных условиях. Так, сначала с бревен снимали кору, а затем их помещали под навес и выдерживали несколько месяцев. После этого переходили к распиловке бревен на доски и бруски с последующей зачастую многолетней выдержкой в помещении без отопления. И только по окончании столь продолжительной подготовки древесный материал поступал в мастерскую, где его еще выдерживали и, наконец, применяли по назначению.

Подобная сушка и значительные сроки выдержки древесины – это получение высококачественного материала, который отличается отсутствием дефектов в виде трещин, деформаций и так называемых внутренних напряжений.

Наиболее частым использованием отличается такая древесина, применяемая для ремонта и восстановления мебели, как:

  • доски и бруски, бывшие в употреблении. Например, материал этого типа доступен при сносе старых домов, построенных из дерева;
  • части старой мебели, которые не обладают антикварной ценностью;
  • другие обломки изделий из дерева.

Исходя из вышеперечисленных пунктов списка, следует бережно относиться к тем остаткам мебели, которые образуются при реставрации. Их надо собирать и хранить, так как они могут всегда пригодиться при последующих работах по восстановлению деревянных изделий.

Если древесина новая, то ее необходимо доводить до соответствующей кондиции влажности (8 ± 2 %). Кроме этого, она не должна иметь дефектов в виде трещин и такого эффекта сушки, как коробление.

При реставрации мебели, с облицовкой возникает проблема, связанная с её заменой. Около трехсот лет назад в качестве облицовки применяли пиленый шпон, обладающий параметрами толщины от 1,5 до 3 мм. Например, в XVIII в. его получали с помощью ручной пилы, которой распиливали брус или бревна, поставленные вертикально. Ситуация значительно изменилась в XIX в., когда появились ленточнопильные станки.

Сегодня получение шпона – это применение методов строгания и лущения.

Древесина изначально пропаривается, чтобы добиться более легкого процесса резания. В основном современный шпон является материалом толщиной от 0,6 до 1,0 мм. Что касается ценных пород, то полученный из них материал имеет несколько меньший максимальный показатель толщины (0,6…0,8 мм).

002

Ремонт старой облицовки вынуждает реставраторов склеивать современный шпон в несколько слоев или наклеивать его на шпон, полученный методом лущения. Это позволяет добиться необходимой толщины материала. В тех случаях, когда предполагается замена небольших пластинок шпона, может использоваться дедовский способ получения этого материала, то есть выпиливание вручную. 

Также ремонт фасадных поверхностей доступно осуществлять с помощью старой облицовки, например, взятой с задней части изделия. Соответственно утрату компенсируют новым шпоном. Такой подход к реставрации возможен, но он является серьезным вмешательством в облик реставрируемого изделия, поэтому его использование должно иметь под собой веское обоснование.

Иногда проблема реставрации заключается в сложности подбора соответствующей породы дерева для восстановления изделия. Это связано с тем, что в XVIII и XIX вв. облицовку и мозаичные наборы нередко создавали из привозной древесины, которая была экзотикой для наших мест, например, розовое дерево из Южной Америки.

В связи с этим реставраторам приходится прибегать к методу имитации, когда одна порода древесины выдается за другую. Этот метод также отличается сложностью, так как необходимо подбирать древесину не только похожую по внешним признакам, но и отличающуюся наличием соответствующих свойств по отношению к оригиналу, например, плотность и степень усушки.

Добавить к себе в закладки

SiteHeart