Ремонтно-реставрационная мастерская
Непрозрачная отделка применяется много веков с целью украсить предмет из дерева, скрыть его дефекты, изменить текстуру.
Такой способ отделки используется для отделки древесины с непривлекательной текстурой – некоторые лиственные и хвойные породы. Благодаря непрозрачной отделке можно придать деревянному изделию текстуру мрамора или создать однородное, однотонное покрытие.
Главные способы непрозрачной отделки были изобретены еще в старину: окрашивание и позолота. К изделию часто применяли сразу и золочение, и окраску, используя разные виды отделки к разным частям изделия.
Реставрацию позолота применяли к изделиям еще много веков назад. Техника позолоты состоит в нанесении на поверхность предмета или части интерьера тончайшего слоя золота.
Главными целями техники является создание защитного слоя на плоскости, декорирование элементов. Позолота активно использовалась во времена господства рококо, барокко, ампира.
Для этих стилей интерьера характерно большое количество пышных декоративных элементов, а позолоченные детали – одна из главных особенностей.
С XVII до XIX века позолотой украшали предметы мебели, аксессуары, декоративные элементы интерьеров.
Позолотой не только украшают элементы деревянных мебельных изделий, но и обеспечивают им устойчивость по отношению к влаге и органике.
Золочение – возможность придать элементами мебели или интерьера из древесного массива любой оттенок. Плоскость может быть глянцевой или матированной, имеющей красноватые, желтоватые, зеленоватые цвета – более или менее интенсивных оттенков.
Рис. Инструменты позолотчика: а - подушка, б - золотые ножки, в - кисти-лапки, г - круглые кисти, д - крючок для рассечки левкаса, е - полировальные зубки
Применялось во времена Древней Руси. Использовалось золото высокой пробы, растворялось в ртути и прокаливалось до тех пор, пока ртуть не испарится. Эта техника применялась для позолоты куполов, рам. Изделия, позолоченные таким способом, демонстрируют высокие антикоррозийные свойства, но сама техника опасна для человека из-за испарений ртути.
Современные техники золочения классифицируют в особой зависимости от составов для крепления золотой тончайшей фольги. Если крепление осуществляется на специальный клей или на полимент – это клеевой способ, причем, когда употребляется масляный лак – это масляный способ.
С помощью клеевого золочения создается возможность выполнить зеркальную, глянцевую, полуматовую отделку. Тональности цвета бывают разнообразными. Благодаря такому способу крепления возникает эффектное декорирование.
Для работ внутри помещения подходит именно клеевое золочение – таким способом чаще всего обрабатывают элементы мебели, детали интерьеров.
Второй способ – масляный, значительнее больше подходит для наружных работ. Отделочный декор, который получается таким путем, наделено лучшими защитными свойствами. Покрытие водостойкое, прочное, надёжное. Эстетические качества не настолько эффективны, как при использовании клеевого метода: декоры более темные, однообразные, чаще – матовые.
Поверхность дерева должна быть подготовлена под нанесения всех необходимых веществ. На древесину наносят столярный клей. Поверхность должна быть хорошо проклеена. Раствор должен быть горячим. Если необходимо проклеить резьбу, соединения деталей предмета, эти места обтягивают льняной тканью, обильно смоченной горячим раствором клея.